Методические рекомендации

Но чтобы что-то построить, прежде надобно иметь план, а план надо выдумать, иначе откуда же ему взяться.
Станислав Лем. "Сказки роботов"

ПОРУЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА

8 класс
35 час
(резерв 3 ч)

1. Информатика, информация и информационные процессы

  1. Информатика и информация (определение и свойства)
  2. Информационные процессы

2. Представление и измерение информации

  1. Представление и кодирование информации. Количество информации
  2. Решение задач на измерение информации
  3. Системы счисления. Двоичная система счисления
  4. Двоичная арифметика
  5. Другие системы счисления
  6. Контрольная работа

3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

  1. Устройство компьютера. Общая схема
  2. Аппаратное обеспечение компьютера: процессор и внутренняя память, устройства внешней памяти, устройства вывода информации
  3. Аппаратное обеспечение компьютера: устройства соединения, устройства ввода информации. Конфигурация компьютера
  4. Программное обеспечение компьютера
  5. Операционная система и её объекты
  6. Файловая система, адресация и интерфейс ОС
  7. Сервисное ПО: архивирование
  8. Сервисное ПО: антивирусное обслуживание
  9. Клавиатурный тренажер.

4. Обработка текстовой информации

  1. Кодирование текстовой информации и текстовые редакторы
  2. Редактирование и форматирование текста
  3. Графическое оформление текста
  4. Табличное оформление текста
  5. Дополнительные возможности текстовых процессоров
  6. Стилевое оформление текста
  7. Шаблоны

5. Обработка графической информации

  1. Кодирование графической информации
  2. Графический редактор
  3. Растровая графика
  4. Векторная графика
  5. Форматы графических файлов

6. Мультимедийные технологии

  1. Технология мультимедиа и компьютерные презентации
  2. Создание презентации
  3. Кодирование и обработка звуковой информации

9 класс
70 час
(резерв 6 ч)

7. Обработка числовой информации

  1. Определение табличного редактора
  2. Интерфейс табличного редактора
  3. Элементы электронной таблицы и действия с ними
  4. Данные в электронной таблице
  5. Функции в электронной таблице
  6. Относительная и абсолютная адресация
  7. Деловая графика
  8. График функции
  9. Условные функции
  10. Зачёт по теме

8. Хранение информации и базы данных

  1. О хранимой информации, её обработке и реляционной базе данных
  2. Знакомство с учебной базой данных. Часть 1: Ввод и редактирование данных
  3. СУБД
  4. Знакомство с учебной базой данных. Часть 2: Сортировка, поиск и выбор данных

9. Алгоритмы и исполнители

  1. Алгоритм: определение, свойства и способы представления
  2. Графический способ представления алгоритма. Линейный алгоритм
  3. Этапы решения задач на компьютере
  4. Языки программирования и их классификация
  5. Basic-256. Операция присваивания. Ввод и вывод данных
  6. Встроенные функции. Выражения
  7. Контрольная работа
  8. Графика на Basic-256
  9. Самостоятельная работа по графике (2 часа)
  10. Алгоритм ветвления
  11. Вложенное ветвление
  12. Условный оператор в Basic-256
  13. Циклический алгоритм
  14. Организация циклического алгоритма в Basic-256 с помощью оператора безусловного перехода
  15. Оператор цикла cо счётчиком в Basic-256
  16. Операторы цикла с условием в Basic-256
  17. Вложенные циклы
  18. Решение задач
  19. Контрольная работа
  20. Массивы
  21. Объявление, заполнение и печать массивов
  22. Обработка массивов
  23. Сортировка массива
  24. Контрольная работа
  25. Вспомогательный алгоритм, подпрограмма в Basic-256
  26. Самостоятельная работа
  27. Символьные величины, обработка строк
  28. Основные задачи обработки строк
  29. Решение задач
  30. Контрольная работа

10. Формализация и моделирование

  1. Понятие модели. Сущность метода моделирования
  2. Классификация моделей
  3. Построение и использование компьютерных моделей
  4. Формализация задачи
  5. Информационная модель
  6. Этапы решения задач на ЭВМ
  7. Контрольная работа (2 часа)

11. Коммуникационные технологии

  1. Компьютерные сети. Каналы связи
  2. Классификация компьютерных сетей
  3. Аппаратные средства организации сетей
  4. Программные средства организации сетей
  5. Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете
  6. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Гипертекст
  7. Язык HTML
  8. Хостинг

12. Информация и информационные технологии в обществе

  1. Информационное общество. Информатизация. Информационные ресурсы.
  2. Информационная культура. Информационная этика и право.
  3. Информационная безопасность (2 часа).

Программы базового курса для основной и средней школы составлены на основе примерных программ, предлагаемых министерством, с небольшими доработками. Мы по возможности убрали повторения материала в основной и в средней школе (каждый час на счету). Единственное существенное изменение — тема "Системы счисления" перемещена нами в 8 класс, т. к. мы считаем, что она неразрывно связана с темами "Количество информации" и "Устройство компьютера".

Все практические работы, зависящие от программного обеспечения, установленного в классе, разработаны в двух вариантах: для проприетарного ПО на базе Microsoft Windows и пакета свободного ПО "Школьный Alt Linux". Практические работы желательно распечатать и раздавать на уроке для каждого рабочего места.

Количество практических работ и дополнительного материала дано с избытком. Выбор зависит от количества часов, особенностей класса, предпочтений учителя. При нехватке часов можно пропустить практические работы обобщающего типа, используемые для закрепления полученных навыков.

Практические работы со сканером (распознавание текста, ввод графической информации) мы не стали включать в число обязательных в силу нереальности их выполнения на уроке. Это индивидуальная работа, поэтому мы рекомендуем давать задания с использованием сканера, миди-клавиатуры в процессе проектной деятельности учащихся.

Домашние работы предлагаются в основном для дистанционного обучения, но при возможности и желании можно использовать их и очно.

Устаревшие соображения:

Учащийся получает документ о профильном образовании, если он изучил не менее двух предметов школьного курса на профильном уровне. Количество часов согласно региональному БУПу (2006-07) для профильного уровня составляет по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах, из них по 1 часу - базовый уровень. Следовательно на модульные спецкурсы, необходимые для завершения профиля, должно отводиться не менее 3 часов в неделю (210 часов суммарно за 2 года обучения). Если учащиеся не изучили базовый курс в 8-9 классах в полном объёме (105 часов), то в 10-11 классах рекомендуется восполнить недостающие часы за счёт школьного компонента. Чтобы учащийся мог сдать ЕГЭ по Информатике и ИКТ, рекомендуется следующий минимальный набор спецкурсов:

  1. спецкурс по основам программирования,
  2. спецкурс "Математические основы информатики" или "Математическая логика в информатике",
  3. спецкурс "Подготовка к ЕГЭ".

Не рекомендуется изучать профильный курс Информатики и ИКТ тем учащимся, кто не смог освоить базовый курс в 8-9 классах на "хорошо" и "отлично".


При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М. А. и М. В. Выграненко, 2009-2017

Рейтинг@Mail.ru