Информатика и ИКТ
Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выграненко

Тема 1: Информатика, информация и информационные процессы (2 часа)

Информатика как наука и как школьный предмет. Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Роль информации в жизни людей.

Практические работы:
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Урок № 1: Информатика, информация

 

Практические, проверочные и домашние работы

Кроссворд "Человек и информация"
(И.Г. Семакин)
xls ods

Тренировочный тест "Человек и информация"
(И.Г. Семакин)

swf

Домашняя работа "Восприятие и представление информации"
rtf

Информатика как наука сформировалась в 60-х годах ХХ века, благодаря мощному рывку в развитии вычислительной техники созданию ЭВМ. Термин INFORMATIQUE французского происхождения. Равнозначный ему американский термин COMPUTER SCIENCE.

Информатика это наука, изучающая получение, хранение, преобразование, передачу и использование информации.

Слово "информатика" в нашей стране прижилось не сразу. Сначала исследования, связанные с использованием информации в системах управления (а это казалось центральной проблемой использования информации), назвали КИБЕРНЕТИКОЙ, и этот термин стал у нас синонимом информатики. Кибернетика возникла в конце 40-х годов, когда Н. Винер впервые выдвинул идею о том, что системы управления в живых, неживых и искусственных системах обладают многими общими чертами. Установление аналогий обещало создание "общей теории управления", результаты которой могли бы использоваться в самых разнообразных системах. Эта идея получила подкрепление, когда появились компьютеры, способные единообразно решать самые разные задачи. Правда, гипотеза все-таки не выдержала проверку временем, но накопленные в кибернетике сведения о самых разных системах управления, общие принципы, которые частично удалось обнаружить, принесли большую пользу. Перенос идей и моделей из одних областей в другие, общение между собой специалистов разного профиля на некотором едином языке кибернетики сделали свое дело. Появились такие науки, как математическая лингвистика, химическая кибернетика, автоматика, бионика, нейрокибернетика и т.п. Постепенно выяснилось, что кибернетика вполне самостоятельное научное направление, составляющее лишь часть информатики.

Основоположник школьной информатики, автор первого учебника академик А.П. Ершов.

В информатике можно выделить три части: Hardware (устройства ЭВМ), Software (программирование), Brainware (алгоритмы и теоретические методы решения задач на ЭВМ).

Цель информатики как школьного предмета освоение учащимися алгоритмической культуры и компьютерной грамотности.

Объект изучения информатики информация. Основные подходы к определению этого понятия:

1-й подход (обыденный)
В обыденной жизни под информацией понимают содержание всякого рода сообщений, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Информация пополняет знания человека.

2-й подход (даются определения)
Информация
это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах. [13]
Информация
это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.
Информация – это любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация).
Информация
мера уменьшения неопределённости знания.
Информация
продукт взаимодействия данных и методов их обработки, соответствующих решаемой задаче. [9]

3-й подход (неопределяемое базовое понятие)
Понятие "информация" (от латинского informatio
сведения, разъяснения) наряду с понятиями "вещество", "энергия", "пространство" и "время" легло в основу современной научной картины мира. Однозначного определения этого понятия пока не существует. [9] Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий. [1]

Виды информации

По способам восприятия

По форме представления

По типу сигнала

Визуальная
Аудиальная
Тактильная
Обонятельная
Вкусовая
Текстовая
Числовая
Графическая
Звуковая
Комбинированная
Аналоговая (непрерывная)

Знаковая (дискретная)

Свойства информации

  1. Объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения)
  2. Достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положение дел)
  3. Полнота (информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения)
  4. Актуальность (информация актуальна, своевременна, если она важна, существенна для настоящего времени)
  5. Полезность (оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью)
  6. Понятность (информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя)
  7. Доступность (информация доступна, если мы можем её получить)

Приложения

И.Г. Семакин и др. §§ 1-2 [1]

Н.Д. Угринович 1.1-1.2 [5]

Задачник-практикум (Т. 1), 1.1 [4]

 

Презентация "Информация и информационные процессы"
pdf

В.А. Садовничий. Доклад на Всероссийском съезде учителей информатики "Об информатике и её преподавании в школе"
pdf

И.Г. Семакин. Схемы "Информатика"
pdf

И.Г. Семакин. Схемы "Человек и информация"
pdf

 

Начало \ Программа 8-9 \ Тема 1 \ Урок 1

При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М.А. и М.В. Выграненко, 2009-2017

Рейтинг@Mail.ru