Информатика и ИКТ
Школьный интернет-учебник М.А. и М.В. Выграненко

Тема 3: Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Урок № 14: Файловая система, адресация и интерфейс ОС

Практические, проверочные и домашние работы

Практические работы:

5. Действия с папками в ОС Windows
pdf.

5. Действия с папками в ОС Linux. (ПСПО 4)
pdf

5. Действия с папками в ОС Linux. (ПСПО 5)
pdf

Архив папки proba к практической работе 5.
zip

6. Файловый менеджер 'Проводник' в ОС Windows.
pdf

6. Файловые менеджеры Midnight  и Commander Krusader. (ПСПО 5)
pdf

Домашняя работа:

"Пользовательский интерфейс"
(И.Г. Семакин)

rtf

Windows     Linux

Файловая система – способ хранения и организации доступа к данным на информационном носителе или его разделе.

Файловая система имеет иерархическую структуру, в которой файл однозначно определяется полным путём к нему. Иерархическая структура файловой системы по виду похожа на перевёрнутое дерево (в математике такая структура называется графом). Ещё она напоминает структуру библиотеки.

Вершиной файловой системы в  Windows является корневая папка, это сам диск или его раздел. Он обозначается латинской буквой с двоеточием по порядку:
А: (B:)
– дискета,
С: – жёсткий диск (раздел),
Е: – компакт-диск и т. д.
Все другие папки и файлы в файловой системе могут принадлежать только одной папке более верхнего уровня. Внутренние папки в файловой системе называют подпапками или
вложенными папками.
В связи с огромным количеством объектов в файловой системе возникает задача определения местоположения нужного файла (папки). Для этого служит адрес, который и является путём к объекту. При этом в качестве разделителя используется знак "\" (обратный слэш).
Например:
C: \ LEARNS \ MATEM \ pusk.exe. Это значит, что файл pusk.exe вложен последовательно в папки MATEM и LEARNS, и всё это располагается на диске C:.

На сегодняшний день наиболее распространены для Windows файловые системы NTFS и FAT32. Однако Windows не видит стандартную файловую систему ОС Linux.

Основой внешнего вида или, как говорят, графического интерфейса системной среды Windows являются объекты "Рабочий стол" и "Окно".

Хорошо организованный рабочий стол – залог успеха в любом деле. Всегда важен порядок на рабочем столе. В среде Windows тоже есть Рабочий стол. Он нужен для удобной работы человека с компьютером, поэтому на нём должны находиться все необходимые инструменты (объекты) в определённом порядке.

Пользователь может помещать на Рабочий стол значки объектов по своему желанию. Распространёнными значками являются, например, "Мой компьютер" и "Корзина". Первый позволяет получить доступ к дискам, файлам, устройствам и их настройке. Второй служит для временного хранения удаленных файлов. В "Корзину" можно выбрасывать ненужную электронную работу. Пока она не очищена, всегда есть возможность восстановить выброшенное.

Обычно внизу Рабочего стола расположена графическая строка – это Панель задач. Она как приборная панель в автомобиле – с её помощью можно управлять средой Windows: включать программы, настраивать систему и сам компьютер, выключать его. На ней располагаются кнопки управления – кнопка "Пуск", кнопки открытых задач, кнопки настроек. Кнопка "Пуск" раскрывает Главное меню системы.

Окно – важная часть внешнего вида Windows, это часть экрана для отображения информации. Окно называется активным, если с информацией в нём пользователь работает в данный момент. На Рабочем столе может быть открыто несколько окон, и пользователь может быстро обращаться к информации в любом из них. Такая возможность – большое преимущество среды Windows.

Бывают:
– окна папок и приложений (программ);
окна документов;
– окна диалога и настроек.

Первые два вида окон можно представить общей схемой:

  1. строка заголовка (яркий цвет – активное окно)
  2. строка меню окна
  3. панель инструментов (кнопок)
  4. строка состояния (подсказки)
  5. полосы прокрутки (лифты)
  6. рамка
  7. кнопка действий с окном
  8. кнопка «Свернуть окно» (в кнопку на Панели задач)
  9. кнопка «Окно/Весь экран»
  10. кнопка «Закрыть окно»
     Диалоговые окна могут включать несколько вкладок. На вкладках размещаются элементы управления:

1. кнопки с надписями;
2. поле текстового ввода;
3. раскрывающийся список;
4. счетчик;
5. флажок;
6. переключатель;
7. ползунок.

Важными элементами графического интерфейса системы являются курсóр и меню. Курсор это указатель текущего положения на экране при выполнении действий.

Курсоры бывают:

  • графический или курсор "мыши", представляющий собой различное изображение в разных ситуациях (его можно устанавливать и самостоятельно);

  • текстовый или курсор клавиатуры, представляющий собой простой мигающий знак (подчёркивание или вертикальная черта); он устанавливается, кроме средств клавиатуры, также и курсором "мыши".

Меню – это набор действий с возможными настройками (опциями) по отношению к объекту.

В ОС Windows различают:

  • Главное меню системы, вызываемое кнопкой "Пуск" в Панели задач Рабочего стола;

  • Меню окна, расположенное во второй строке окна папки или приложения;

  • Встроенное меню объекта или контекстное меню, вызываемое нажатием правой клавиши "мыши" при наведении её курсора на объект.

Linux     Windows

Файловая система – способ хранения и организации доступа к данным на информационном носителе или его разделе.

Файловая система ОС Linux имеет иерархическую структуру, в которой файл однозначно определяется полным путём к нему. Иерархическая структура файловой системы по виду похожа на перевёрнутое дерево (в математике такая структура называется графом). В файловой системе Linux на любой файл должна быть ссылка хотя бы из одного каталога, иначе он просто не будет существовать.
Linux может работать с различными типами файловых систем, в том числе и с указанными для Windows. Но стандартной для неё является файловая система Ext2/Ext3, не совместимая с Windows. В ней всегда есть только один корневой каталог, который называется “/”. Пользователь Linux работает с единым деревом каталогов, даже если разные данные расположены на разных носителях: жёстких дисках, съёмных дисках, CD-ROM и т. п.

Адресом каталога или файла будет являться полный путь к нему от корневого каталога, который записывается с помощью знака "/" (прямой слэш). Например: / home / alex / graf.jpg.

При этом важное отличие Linux от Windows состоит в том, что устройства не принадлежат верхнему уровню файловой системы. Они тоже являются своеобразными файлами. Например, жёсткие диски (разделы) включены в каталог mnt, который в свою очередь находится под "корнем". Они имеют имена:
     hda1 или sda1 – первый раздел первого жёсткого диска;
     hdb2 или sdb2 – второй раздел второго жёсткого диска.

Дискеты, оптические диски и USB-устройства "содержатся" в аналогичной папке media.

Такое единство достигается благодаря использованию процедуры монтирования.
Монтирование в Linux — это подключение в один из каталогов целой файловой системы, находящейся где-то на другом устройстве. Эту операцию можно представить как «прививание» ветки к дереву. Для монтирования необходим пустой каталог — он называется точкой монтирования. Точкой монтирования может служить любой каталог. После этой операции в каталоге (точке монтирования) появятся все те файлы и каталоги, которые находятся на соответствующем устройстве. В результате пользователь может даже и не знать, на каком устройстве какие файлы располагаются. Созданную таким образом («смонтированную») файловую систему можно в любой момент отключить — размонтировать.

Пользователю обычно не требуется выполнять монтирование и размонтирование файловой системы вручную: при загрузке системы будут смонтированы все устройства, на которых хранятся части файловой системы, а при останове (перед выключением) системы все они будут размонтированы.

В Linux пользователю доступны два режима работы: текстовый и графический. В текстовом режиме недоступны возможности графического интерфейса (внешнего вида): окна доступа к информации, поддержка миллионов цветов, рисование. Можно только набирать символы с использованием нескольких базовых цветов. Тем не менее, в текстовом режиме Linux можно выполнять практически любые действия (за исключением непосредственного просмотра изображений). Текстовый режим в Linux — это полнофункциональный способ управления системой благодаря интерфейсу командной строки, в которой совершается набор знаков и команд. В Linux огромное множество программ (включая игры) работают в текстовом режиме. Бывают ситуации, когда графический режим недоступен или неработоспособен (удалённый доступ по сети, проблемы с поддержкой видеокарты, сбои системы и др.). В таких случаях всегда остаётся возможность работать в текстовом режиме, поскольку его возможности не требуют специальных драйверов или настройки.

Командная строка — это способ организации интерфейса, в котором каждая строка, введённая пользователем — это команда системе, которую та должна выполнить. В Linux этот вид интерфейса всегда был основным, а потому хорошо развит.

Первое слово в такой строке — это, как правило, имя исполняемого файла, все остальные слова — параметры, в зависимости от изменения которых команды выполняются по-разному. Получить командную строку можно многими способами. Например, для пользователей графической среды школьной ОС Linux командная строка доступна по нажатию F2.

Умение найти командную строку и выполнить в ней команду пригодится любому пользователю Linux, даже если он работает исключительно в графической оконной среде. Дело в том, что графические интерфейсы в Linux многообразны, кроме того, пользователь имеет возможность существенно поменять конкретный вид и расположение частей интерфейса по своему вкусу. Найти общие для всех и неизменные свойства графического интерфейса в Linux весьма непросто (если вообще возможно). А командная строка доступна всегда и всюду выглядит одинаково. Поэтому очень часто в документации, рассчитанной на широкую аудиторию и общие случаи, в обучении и советах приводятся именно фрагменты командной строки.

Командная строка начинается приглашением, которое может быть оформлено по-разному, но чаще всего оно заканчивается символом “$”. Всё, что следует после него и до конца строки — это и есть команда. Пока не нажата клавиша Enter, набранную команду можно редактировать.

В графическом режиме Linux так же, как ОС Windows, использует графический интерфейс. Однако в Linux он не является неотъемлемой частью системы, это просто один из ее компонентов, такое же необязательное приложение, как, например, программа для рисования изображений. Поэтому он бывает разным. Наиболее распространены графические интерфейсы KDE и GNOME. Разработчиком школьной системы Linux установлен графический интерфейс KDE.
Хорошо организованный рабочий стол – залог успеха в любом деле. Всегда важен порядок на рабочем столе. В среде Linux тоже есть инструмент «Рабочий стол» как основная составляющая графического интерфейса. Причём он не один, их можно организовывать несколько для удобной работы человека с компьютером. Пользователь может помещать на Рабочий стол значки объектов по своему желанию как ссылки на элементы файловой системы.

Внизу Рабочего стола расположена строка – это Панель KDE. Она как приборная панель в автомобиле – с её помощью можно управлять средой Linux. На ней располагаются кнопки управления (справа налево):

  1. кнопка «KDE», раскрывающая меню KDE, т. е. доступ к приложениям системы и настройкам;
  2. кнопка «Система», открывающая доступ к дискам (разделам);
  3. кнопка «Скрыть все окна»;
  4. кнопка приложения для просмотра интернет-ресурсов;
  5. кнопка приложения, обрабатывающего электронную почту;
  6. кнопки офисных приложений;
  7. кнопки Рабочих столов (1, 2);
  8. кнопки открытых задач (окон);
  9. кнопки устройств и настроек;
  10. кнопка «Корзина», дающая возможность временно сохранять удалённые объекты; пока «Корзина» не очищена, всегда есть возможность восстановить выброшенное;
  11. кнопка «><» для сворачивания Панели KDE.

Окно – важная часть графического интерфейса, это часть экрана для отображения информации. Окно называется активным, если с информацией в нём пользователь работает в данный момент. На Рабочем столе может быть открыто несколько окон, и пользователь может быстро обращаться к информации в любом из них.

Бывают:
– окна папок и приложений (программ);
– окна документов;
– окна диалога и настроек.

Первые два вида окон можно представить общей схемой:

  1. строка заголовка (яркий цвет – активное окно)
  2. строка меню окна
  3. панель инструментов (кнопок)
  4. панель адреса
  5. панель навигации
  6. строка состояния (подсказки)
  7. полоса прокрутки (лифт)
  8. рамка
  9. кнопка действий с окном
  10. кнопка «Справка»
  11. кнопка «Свернуть окно» (в кнопку на Панели KDE)
  12. кнопка «Распахнуть»
  13. кнопка «Закрыть окно»

Диалоговые окна могут включать несколько вкладок. На вкладках размещаются элементы управления:

1. кнопки с надписями;
2. поле текстового ввода;
3. раскрывающийся список;
4. счетчик;
5. флажок;
6. переключатель;
7. ползунок.

Важными элементами графического интерфейса системы являются курсóр и меню. Курсор – это указатель текущего положения на экране при выполнении действий.

Курсоры бывают:

  • графический или курсор "мыши", представляющий собой различное изображение в разных ситуациях (его можно устанавливать и самостоятельно);

  • текстовый или курсор клавиатуры, представляющий собой простой мигающий знак (подчёркивание или вертикальная черта); он устанавливается, кроме средств клавиатуры, также и курсором "мыши".

Меню – это набор действий с возможными настройками (опциями) по отношению к объекту.

В ОС Linux  из ПСПО различают:

  • Меню KDE, вызываемое кнопкой в Панели KDE Рабочего стола;

  • Меню окна, расположенное во второй строке окна папки или приложения;

  • Встроенное меню объекта или контекстное меню, вызываемое нажатием правой клавиши "мыши" при наведении её курсора на объект.

Linux     Windows

Приложения

И.Г. Семакин и др., §§ 11-12 [1]

Н.Д. Угринович, 2.5, 2.6 [5]

Задачник-практикум (Т. 1), 3.1.2 [4]

 

Презентация "Проводник Windows"
(И.Г. Семакин)

swf

Презентация "Работа с файлами и папками в проводнике"
(И.Г. Семакин)

swf

Презентация
"Пользовательский интерфейс"
(И.Г. Семакин)

pdf

Начало \ Программа 8-9 \ Тема 3 \ Урок 14

При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М.А. и М.В. Выграненко, 2009-2017

Рейтинг@Mail.ru