Примерная программа среднего (полного) общего образования
по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

Основное содержание (70 час)

Информационные системы (12 час)

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Защита информации. Методы защиты.  Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Практические работы

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном  подходе.
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Информационные модели (20 час)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.  Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей.

Базы данных и СУБД (10 час)

Типы баз данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практические работы

Знакомство с СУБД. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютерные технологии представления информации (6 час)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации.
Создание анимационного изображения.
Создание трехмерного графического изображения.
Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (16 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практическая работа

Компьютерные сети. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Разработка Web-сайта на заданную тему. Тестирование и публикация Web-сайта.

Резерв учебного времени – 6 час.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


При использовании материалов сайта просьба соблюдать приличия
© М. А. и М. В. Выграненко, 2009-2017

Рейтинг@Mail.ru